Петр Покрышев был одним из лучших летчиков Ленинградского фронта. Он дрался над Ленинградом с самого начала войны, летал на разных типах самолетов, начиная от И-16, потом на Р-40, Як-7Б, Ла-5, Як-9. Прошел путь от рядового летчика до комполка – то есть, хлебнул войны по полной программе, полной ложкой, что называется. Заслужил две Золотые Звезды.
Но сейчас будет рассказ не обо всех боевых подвигах, для этого формат поста слишком тесен, а всего лишь об одном вылете. Том, в котором Покрышев взял с собой патефон.
Понятное дело, патефон в самолете оказался не просто так. 19 июля 1943 года гвардии майора Покрышева назначили командиром 159-го иап. Он уже собрался в свой новый полк, сложил в самолет свои вещи, в том числе патефон и пластинки. И тут с соседних стоянок начали взлетать истребители. Оказалось, что дежурную группу подняли по боевой тревоге.
Покрышев, по сути, уже воевал в другом полку. Но его недавние однополчане отправились в бой, а у Петра Афанасьевича было разрешение на вылет. И он решил помочь коллегам, в надежде, что догонит их, пристроится к группе и обойдется в бою без ведомого.
Группу он так и не догнал. Но по радиостанции давали курс наведения и он вскоре вышел на летевшие на бомбежку «Юнкерсы». Удалось поджечь один из бомбардировщиков, а потом, оглядевшись, Покрышев заметил пару «мессеров», а в стороне еще шесть лобастых машин. И он принял их за своих новых однополчан, которые как раз летали на Ла-5 с лобастым силуэтом. Вот только уже направив к ним машину, Покрышев понял, что это не Ла-5, а «Фокке-Вульфы». И пришлось крутиться волчком, пикировать, вертеться, уходя от нескольких истребителей и оттягивая бой к своему аэродрому. Удалось. Уцелел, расстреляв весь боезапас и притворившись сбитым, на бреющем ушел к своему аэродрому.
После посадки он не пошел докладывать о результатах боя, так как теперь служил в другом полку. Выбравшись из самолета Покрышев, достал патефон, завел его. Когда к нему подошли другие летчики, он сидел на крыле и слушал музыку.
И всего через несколько дней, 24 августа 1943 года Покрышев стал дважды Героем Советского Союза. Разумеется, не за бой с патефоном в самолете, а по совокупности - за 282 боевых вылета, участие в 50 воздушных боях и 22 сбитых лично и 7 в группе вражеских самолётов.
Journal information