Одной из важных черт характера императора Николая I при всей его грозности и суровости было трепетное отношение к своей семье. Он был, как бы сказать, глубоко семейным человеком и свою семью – жену, детей и родственников очень любил, ценил и уважал. Вплоть до того, что у него, конечно, были, скажем так, интрижки на стороне. Но все это происходило максимально тайно.
А о том, насколько он ценил свою жену и заботился о ней, наглядно говорит, например, вот такой небольшой эпизод.
В декабре 1837 года в Зимнем дворце случился большой пожар. По сути, дворец пришлось восстанавливать почти полностью. Но значительную часть вещей удалось спасти. Причем спасением вещей и борьбой с пожаром руководил сам Николай.
И вот представьте себе ситуацию, рассказанную в воспоминаниях барона Мирбаха о той эпохе. Полыхает пожар, выносят вещи, ведут борьбу с огнем. А задумчивый император бродит с приподнятыми полами шинели между раскиданными на снегу рядом с дворцом вещами, спасенными от пожара.
Николай спросил у Мирбаха, не знает ли он, где сложены картины, принадлежавшие императрице. Тот показал три кучи, в которые они были сложены. Тогда Николай сказал:
- Пойдем же со мною, дружок, поискать любимую картинку жены.
И вот при свете пожара, среди всей суеты, император перебирает одну кучу картин, потом переходит ко второй. Там та картина, которую он так искал, нашлась. С найденной картиной Николай отослал Мирбаха в Адмиралтейство, чтобы там ее тщательно сохранили.
Почему Николай так искал эту картину? Да просто она (а это была работа Доменико Цампьери «Евангелист Иоанн») была куплена Николаем специально для жены Александры Федоровны незадолго до пожара. И она ей очень понравилась. Поэтому и ходил император настойчиво среди спасенных из дворца вещей, чтобы найти и сохранить по возможности не пострадавшей любимую картину своей жены.
Вроде мелочь. Но как много она говорит о человеке.
Кстати, там же на пожаре была еще одна показательная сцена. Солдаты пытались отодрать от стены огромное и дорогое зеркало. Огонь уже подступал к этому месту, а у солдат все никак не получалось отодрать зеркало от стены.
И тогда Николай с размаху швырнул в зеркало театральный бинокль (он приехал на пожар из театра), после чего сказал, что раз зеркало спасать больше уже не надо, так как оно разбилось вдребезги, самое время спастись солдатам, потому что люди - дороже каких-то вещей.
И такое тоже было. Это у нас в учебниках он по большей части Николай Палкин. А на самом деле очень сложный человек был. И поступки в его жизни были самые разные.
Journal information