Есть одна очень интересная фотография. Интересна она тем, что сделана буквально за пару минут перед закатом, последним финальным аккордом исторической эпохи.
Явно очень знатная пара сходит по ступенькам к автомобилю. Все вокруг их приветствуют, мужчина в эффектном мундире козыряет в ответ. Он в голубом кавалерийском мундире, если посмотреть расцвеченные уже в наше время фотографии и фуражке с перьями. Так тогда было модно …
Почему же через пару минут закончится эпоха?
Да потому что это 28 июня 1914 года. Сараево. Мужчина – эрцгерцог Франц-Фердинанд, наследник трона великой Австро-Венгерской империи. Женщина – его морганитическая жена София Хотек. Чешка, между прочим… А он - Габсбург и вдруг женился на "какой-то там", можно сказать "безродной" (для Габсбургов, конечно) графине.
Буквально сразу после того, как сделают эту фотографию, Франц-Фердинанд и его жена сели в машину и поехали в больницу. Роковая цепь случайностей уже выводила машину и молодого террориста Гаврилу Принципа в одно место. Через пару минут все сошлось. Машина начала разворачиваться и, по сути, остановилась. Расстроенный провалившимся за несколько часов до этого терактом Принцип вышел из магазина и увидел, что цель прямо перед ним и ее никто не защищает от пуль его браунинга.
Раздались выстрелы. Пули попали по назначению – во Франца-Фердинанда и его жену… Никто еще не понял в тот момент, что это был финал. Финал эпохи великих империй. Впереди была еще длинная агония – Великая война, после которой мир уже никогда не будет прежним, а на мировой карте не останется ни Австро-Венгерской, ни Германской, ни Османской, ни Российской империй. Да и Британская позднее тоже развалится…
Знаковая фотография. Не часто на снимки попадает тот момент, когда еще пара минут и все.
И ведь могло же все пойти по-другому. Ведь только цепь случайностей и ошибок свели вместе автомобиль и молодого парня с пистолетом. Не было бы этой истории, не было бы формального повода для разборок между Австрией и Сербией, а России не пришлось бы на свою голову впрягаться за «братушек сербов», преследовавших исключительно свои гешефты и спокойно в них использовавших большого, сильного и наивного северного друга…
А самое интересное во всем этом то, что именно Франц-Фердинанд как раз и стремился всеми силами сделать так, чтобы вот для всего этого сербско-славянского национализма-терроризма не было никаких оснований. Потому что прекрасно понимал, что так дальше нельзя и собирался превратить страну в конфедерацию с широкой автономией для чехов, сербов, хорватов. Вот только сербам это было очень не надо. Потому что тогда все их мечты о «Великой Сербии» на все Балканы шли прахом. Зачем – если в составе конфедеративной империи было бы вполне нормально.
Так что того, кто стремился к миру в итоге и подстрелили. Он, конечно, не был ангелом. Но уж те, кто стоял за Гаврилой Принципом – были еще хлеще. И именно они и поднесли спичку к бочке с порохом. А потом рвануло. Да так, что разнесло всех. И аукалось потом еще долго. До сих пор, по сути, аукается.
Эх, не садились бы они в ту машину. Но историю не повернешь вспять.
Journal information