Помните, с чего завязывается история Гамлета, принца Датского? Не все так просто с неожиданным уходом из жизни его отца, мать как-то очень быстро вышла замуж за дядю Гамлета, ставшего новым королем… В общем, закручиваются интриги, чтобы в конце
«все умерли, кончилось кино»
Как обычно, жизнь подкидывает сюжеты, по сравнению с которыми отдыхает любой талант, в том числе и шекспировский. Вот вам пример современника Шекспира, не Гамлета, но тоже принца, а потом и короля. Якова I Стюарта.
Деточка появилась на свет в результате брака между двумя замечательными людьми: двоюродными сестрой и братом. Мама - Мария Стюарт, королева Шотландии, папа – Генри Стюарт, лорд Дарнли. Оба – потомки по женской линии Генри VII Тюдора, а значит, претенденты на английский трон, у которого все плохо с наследниками.
Папа с мамой, заключившие брак вопреки всем советам, потому что Марии Стюарт очень захотелось замуж именно за Генри Дарнли, разругались навсегда почти сразу. Когда мальчику Якову исполнилось 8 месяцев, его отец отправился на свидание с апостолами и ангелами.
Не исключено, что его драгоценна супруга и мать нашего принца приняла в этой истории самое активное участие как один из организаторов. Впрочем, желающих убрать молодого балбеса было достаточно и без нее.
Через три месяца после того, как Генри Дарнли умудрился выскочить из взорванного дома, чтобы рядом с ним нарваться на контрольный удар шпагой, Мария Стюарт вышла замуж за графа Босуэлла, своего нового любовника. Вот вам – почти что, как у Шекспира. Разве что принц пока еще в пеленках.
Вскоре после свадьбы шотландские лорды устроили бунт против Марии Стюарт. Бунт закончился тем, что Мария сначала подписала отречение в пользу сына, потом бежала в Англию после очередного поражения. А принц Яков стал королем Шотландии. В возрасте чуть более года. Свою мать он больше никогда не видел.
Сначала за Якова в Шотландии правил его дядя, граф Морей. Сам он королем стать не мог, потому что был бастардом. Дядя пробыл регентом недолго. Когда королю Якову было около 3,5 лет, с Мореем расправились сторонники Марии Стюарт.
Новым регентом стал дед мальчика по отцу, граф Леннокс, Мэтью Стюарт. Он продержался полтора года, после чего сторонники все той же Марии оставили мальчишку-короля без деда.
Дальше целый год регентом был Джон Эрскин, граф Мар. Смелый человек – согласился занять такое интересное место, на котором долго не живут. Он и не прожил долго. Что-то пошло не так и 30-летний граф Мар отправился в страну вечной охоты. Считается, что он сделал это в силу, так сказать, естественных причин. Во всяком случае точно не от ножа, меча, шпаги или топора.
Следующим в регенты попал Джеймс Дуглас, граф Мортон. Он продержался долго. С 1572 по 1578 год он контролировал мальчишку-короля. Когда Якову было 12 лет, его похитили графы Атолл и Аргайл. Но Мортон смог вернуть Якова под свой контроль. Только затем, чтобы через три года пятнадцатилетний мальчишка, подученный своим дядей Эсме Стюартом, вспомнил, что к взрыву дома с его отцом имеет отношение не только «любимая» матушка Мария Стюарт, но и граф Мортон. В результате Мортон расстался с головой. Как и мать нашего героя – Мария Стюарт, которая всю жизнь плела интриги, чтобы в конце концов сплести себе плаху.
Вот и получается, что Шекспир, в общем-то отдыхает: оба родителя и три из четырех регентов Якова I Стюарта отправились на небеса совсем не по своей воле.
Но зато сам деточка вырос сверхосторожным. Опасность он чуял за версту. Это у него было, можно сказать, в крови. Достаточно сказать, что знаменитый «Пороховой заговор» раскрыли исключительно из-за его интуиции. А чего тут удивляться, когда ребенок рос вот в таких славных условиях.
Journal information