Так получилось, что в детстве моей самой любимой книгой, зачитанной до дыр, была «Два капитана». Сами книга была прочитана не один раз и фильм пересмотрен неоднократно во всех его вариациях. Хотелось тоже стать полярным летчиком, как Саня Григорьев или капитаном, как Иван Татаринов. Но увы и ах, тогда все это было как-то совсем не так просто. Оно и сейчас нелегко, но попасть в Большую Арктическую Экспедицию, тогда было просто невозможно, можно было только следить по публикациям в «Комсомолке» за экспедициями Дмитрия Шпаро.
Теперь все по-другому. ЦДО «Лаборатория путешествий» под руководством Матвея Дмитриевича Шпаро, сына знаменитого путешественника, вместе с московским Депобразования, проводят арктические научные экспедиции для школьников. Вот вам и реализация мечты о «Двух капитанах» на современный лад. С пользой для дела и будущей науки.
Мои мечты о «Двух капитанах» и попытки разобраться, что Каверин придумал в своей книге и почему он написал именно так, затянули прочитать еще кучу книг о путешествиях на Север, попытках достичь Северного полюса и пройти Северный морской путь. Увлеченно чертил карты путешествий в школьном атласе, строил схемы, пытаясь разобраться, сколько лет было Сане Григорьеву и Кате Татариновой, когда они учились, жили, воевали и когда уже не полярный, а военный летчик Григорьев, прошел таки маршрутом капитана Татаринова и выбрался со своим экипажем, после того, как их самолету пришлось идти на вынужденную посадку. А заодно и нашел таки останки сгинувшего в северных просторах капитана.
Капитан Татаринов… Экспедиции Георгия Седова, Георгия Брусилова, Владимира Русанова. Из одной экспедиции – Седова, Каверин взял историю добравшегося до Большой земли штурмана с письмами. Так же, как и в романе, письма членов экипажа, которые были с Валерианом Альбановым, так и не попали к адресатам.
Проваленная подготовка плавания тоже списана с экспедиции Седова. Это им поставили тухлятину, что стало одной из причин провала похода. Кстати, сам образа капитана Татаринова тоже в основном списан с Седова. Зато маршрут плавания книжной экспедиции почти совпадает с походом шхуны «Святая Анна» под командованием Брусилова. Ну а поиски экспедиции Русанова стали основой для книжных поисков Сани Григорьева.
Вот такие дела. Реальная история и одна из лучших советских приключенческих книг.
Где все это увидеть и прочувствовать? Лучше всего на Севере. Но можно в Петербурге. Во-первых, в музее Арктики и Антарктики. А кроме того на Васильевском острове у причала стоит символ славы русской и советской Арктики – ледокол «Красин». Тот самый, который спас «Красную палатку» с остатками экипажа дирижабля «Италия», а в Великую Отечественную войну ушел с караваном от охотившегося на него немецкого линкора «Адмирал Шеер».
Но, конечно, гораздо лучше Север чувствуется на Шпицбергене. Ребята, которые туда полетят, оценят его по полной программе. Удачи им и хорошей погоды!
#Арктика #ЖЖ #Полюсзовет #Шпицберген #конкурс
Journal information