Когда у нас повышали пенсионный возраст, то одним из принципиальных аргументов было – «мы как все. Повышать пенсионный возраст – это мировая тенденция». На самом деле – вовсе даже не тенденция. Тенденция как раз обратная.
Берем Францию. Там возраст выхода на пенсию колеблется туда-сюда. Миттеран снизил с 65 лет до 60, потом Саркози поднял до 62, потом Олланд, как только стал президентом – понизил до 60. Сейчас Макрон опять поднял до 62,5. Учитывая количество протестов, не факт, что он продержится долго. А там и пенсионный возраст опять поправят.
В Польше в прошлом году пенсионный возраст был снижен с 67 лет (до этого возраста его подняли в 2012 году) до 65 для мужчин и 60 для женщин. То есть, стал как у нас.
В Германии пенсионный возраст поднимают к 2029 году до 67 лет. Сейчас – 65. То есть на 2 года за 10 лет (сравните с нашим скачком на 5 лет за период в 10 лет). Но при этом есть множество схем Frührente – досрочного выхода на пенсии, используемых примерно половиной стариков. При этом они временно теряют в размере пенсионных выплат, но уходят на пенсию раньше. Так что до 65-67 работают далеко не все.
И теперь самое главное. Италия резко снижает пенсионный возраст. Итальянский президент подписал закон, по которому на пенсию в этой стране будут выходить не в 67 лет, а в 62, при условии наличия 38 лет стажа (вводится «схема 100» - сумма возраста и стажа должна составлять не менее 100, при этом возраст должен составлять 62 года). Кроме того, с 1 апреля в Италии вводится базовый гарантированный итальянским гражданам доход. Теперь итальянцы будут зарабатывать не менее 780 евро.
А у нас депутат Карелин призывает «прекратить оставаться в состоянии иждивенцев» и жалеет, что Дума приняла закон о повышении пенсионного возраста «в смягченном варианте». При этом не стоит забывать о том, что средний срок жизни в Италии и России отличается совсем не в нашу пользу.
Наши правители любят ссылаться на мировой опыт. Так вот мировой опыт показывает, что пенсионный возраст повышать совсем не обязательно. Особенно если реально думать о народе и выполнять предвыборные обещания. Кроме того, мировой опыт говорит о том, что прогрессивная шкала налогообложения – наиболее справедлива и правильна. Но у нас есть «устоявшийся опыт», такой удобный для олигархов. Вот и с пенсиями решено идти своим путем. И говорить про «мировой опыт» теперь уже не стоит. Он говорит совсем о другом.
Journal information