valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Categories:

Прототип главного героя «Двух капитанов» и обычный день экипажа его бомбардировщика


Друзья звали его Мулей, уменьшительным от Самуила. А вообще он был младший лейтенант Клебанов – опытный северный летчик, в начале войны оказавшийся в 212 дальнебомбардировочном авиаполку. Летал на ДБ-3Ф. Вот короткое описание одного из его боевых дней.

27 сентября 1941 года экипаж Клебанова выполнял боевое задание по бомбардировке немецких танков в районе Полтавы. Видимо, летели без прикрытия, как это тогда обычно бывало. Потому что после того, как задача была выполнена и самолет начала уходит от цели, его атаковали два Ме-109.

Бой был длинным. Один из «мессеров» стрелкам удалось завалить, но второй после восьмой (!) атаки, самолет был подбит. К этому моменту оба стрелка были тяжело ранены, а Клебанов решил на горящем самолете попытаться дотянуть до своих и там садиться, как только удастся найти подходящее место.

Перевалив линию фронта, летчик смог найти такое место и посадил там горящий бомбардировщик. Потом со штурманом они вытащили тяжело раненых стрелков, сдали их в госпиталь, а сами отправились в свою часть.

Вот такой обычный день летчика и всего экипажа ДБ-3.

Самуил Клебанов не дожил до Победы. Тогда летали в любой обстановке, часто без прикрытия. Хотя после того, как в июне-июле 41-го советская авиация была разгромлена, дальнебомбардировочную авиацию в основном использовали по ночам. Вот в ночь с 15 на 16 апреля 1942 года и состоялся последний полет Клебанова. Его экипаж участвовал в одном из групповых налетов, причем шел последним с заданием зафиксировать результаты работы бомбардировщиков. Это – самое сложное, что может быть в таком налете, потому что немцы уже проснулись, включили прожектора и ловят советские самолеты. Видимо, самолет Клебанова попался зениткам или истребителям. Из вылета он не вернулся, правда, пропавшим без вести, его стали считать только с 1943 года. Может быть, командующий АДД Голованов рассчитывал, что отличный летчик смог выпрыгнуть с парашютом или посадить подбитую машину и находится у партизан. Но на этот раз нет.

Но летчик Клебанов до сих пор живет на книжных полках. Он – один из прототипов Сани Григорьева – главного персонажа одной из лучших советских приключенческих книг: «Два капитана» Вениамина Каверина.

Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Мыши поели

    В описи приказа Тайных дел прекрасное: «…2 коробьи, а в них тетради и столбцы и лоскутки греческие и латинские и польские и русские…

  • «Трехпрогонный» генерал, гонявший шляхту

    В российской истории XIX века было много интереснейших личностей, которых при всем желании невозможно описать только черными или белыми красками.…

  • Выбора не было

    Политрук Николай Власенко был парнем не робкого десятка. Достаточно сказать, что звезду Героя Советского Союза он получил еще до Великой…

  • Махнул легковушку на четыре пулемета

    Небольшая история из прекрасного – времен Гражданской войны в Испании. Там было много «веселого», с учетом того, что вокруг была…

  • Триумф славян над немцами

    Весенним днем правитель немецкого государства в торжественной обстановке вышел на центральную городскую площадь и встал на колени перед правителем…

  • 22 знамени

    Представьте себе, что на дворе – конец 1812 года. Великая армия отступает из России, продираясь через распутицу и холода. Периодически,…

promo valerongrach september 9, 2019 12:00 2
Buy for 80 tokens
Появилась одна тема, с которой хочу обратиться к тем своим читателям, у кого есть дети/внуки, которым скоро сдавать экзамены/надо поднатаскать предметы/выиграть олимпиаду. Есть такая онлайн-школа «Фоксфорд». Хорошая. Я три года покупаю там сыну курс по математике «Подготовка к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment