valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Английские «Ураганы» на защите советского Заполярья


25 сентября 1941 года на аэродроме Ваенга под Мурманском появился командующий ВВС Северного Флота А.А. Кузнецов. Он первым облетал поставленные англичанами истребители «Харрикейн» ( «Ураган» в переводе на русский). Советскому командиру для полета выделили самолет, на котором имелся серийный номер Z5252 и были нанесены советские опознавательные знаки.

«Харрикейны» появились в небе советского Заполярья благодаря английскому премьеру У. Черчиллю. Именно он предложил поставить СССР 200 истребителей этого типа. Первые 24 «Харрикейна», прибывшие на Север на английском авианосце Argus, приземлились на аэродроме Ваенга 28 августа 1941 года. Сажали их английские летчики, они же первое время и воевали на них, параллельно обучая советских пилотов и аэродромные обслуживающие службы. Потом к 24 самолетам добавились еще и 15 машин, собранные англичанами в Архангельске. Это были первые поставленные союзниками самолеты.

Об истории доставки «Харрикейнов» в СССР и периоде их освоения, когда Мурманск вместе с советскими летчиками защищали англичане, Вальдисом Пельшем снят замечательный документальный фильм «Полярное братство». Он выложен в свободном доступе на YouTube. Потратьте час своего времени, чтобы посмотреть – не пожалеете, это очень хорошая работа. Вальдис снимает отличные документальные фильмы.

Справедливости ради нужно отметить, что хотя именно «Харрикейны» были основным английским самолетом для борьбы с немецкими бомбардировщиками во время Битвы за Англию, во второй половине 1941 года, сами англичане предпочитали использовать этот самолет как истребитель-бомбардировщик, штурмовик или разведчик, а в качестве истребителей применялись более скоростные и лучше вооруженные «Спитфайры». «Харрикейны» старались использовать на тех военных театрах, которые англичане считали для себя второстепенными. Советско-германский фронт для англичан тоже был не самым важным. Поэтому сюда и загнали «Харрикейны».

Первый «Харрикейн» советская комиссия приняла 22 сентября 1941 года. В акте было отмечено, что самолет не новый, некоторых деталей и боекомплекта не доставалою Вообще, многие поставленные истребители требовали доукомплектовки, налет некоторых машин был большим. Порой комиссия, принимавшая самолеты, просто выпадала в осадок, наслаждаясь видом незакрашенной финской свастики на некоторых «Харрикейнах». То есть самолеты во время «Зимней войны» и после нее собирались отправить финнам, но потом ситуация в мире изменилась и «Харрикейны» поехали в СССР.

После первого полета командующего, началась подготовка советских летчиков. В ноябре 1941 года из обученных летчиков был сформирован 78-й истребительный авиаполк. Его командиром назначили Бориса Феоктистовича Сафонова – лучшего советского летчика на тот момент. Причем, не только в Заполярье, а наверное, вообще на всем фронте от Баренцева до Черного моря.

Та первая машина, на которой совершил свой полет генерал Кузнецов, завершит свой боевой путь 2 июня 1942 года. В тот день самолетом управлял лейтенант П.П. Марков. Он был сбит в бою семи советских «Харрикейнов» против 12 немецких «мессеров» Bf.109Е. Марков посадил подбитый истребитель на льду небольшого озера рядом с Мурманском. Эвакуировать самолет не удалось, так как он провалился под лед. Поднимать его тогда не стали, зато подняли в 2004 года, после чего самолет отправили на реставрацию.

Несмотря на то, что у советских летчиков было много нареканий к «Харрикейнам», особенно к его чисто пулеметному вооружению, которое не наносили серьезных повреждений немецким самолетам и нередко отказывало на морозе, эти истребители продолжали поставляться в СССР до 1944 года. В общей сложности СССР получил 3082 «Харрикейна». Так что свою важную роль они сыграли. Особенно тогда, осенью 1941 – зимой 1942, когда эвакуированная промышленность только начинала разворачивать производство и самолетов откровенно не хватало.

В эти месяцы «Полярное братство» на «Харрикейнах» сыграло свою очень важную роль в защите Мурманска и шедших в этот порт конвоев с грузами для фронта.

Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo valerongrach april 9, 2017 10:37 65
Buy for 50 tokens
Считается, что нельзя зайти в одну и ту же реку дважды. Те, кто сошел с дистанции, назад обычно не возвращается. Но HMD Global, владельцы прав на торговую марку Nokia, а по сути, та же самая финская компания, только под другим соусом и с активным китайским участием, пытается вернуть те времена,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments