valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Почему нужно смотреть фильм Константина Хабенского "Собибор"


Настоящего Человека нельзя сломать

Собибор — лагерь смерти, организованный нацистами на востоке Польши. С мая 1942 по октябрь 1943 года в нём было убито около 250 тысяч евреев. Их убивали бы и дальше, если бы не советский офицер Александр Печерский, сумевший вместе с сыном польского раввина Леоном Фельдгендлером устроить восстание. Потом окажется, что это было единственное успешное восстание в немецком концлагере за всю историю Великой Отечественной и Второй Мировой войн. После убийства эсэсовцев из лагерной администрации и массового побега заключённых лагерь был закрыт и разрушен.


Такой фильм надо было снимать

Будущий герой восстания в Собиборе, Александр Печерский, родился 22 февраля 1909 года в Кременчуге в еврейской семье. Его отец был адвокатом. Когда Александр был ребёнком, семья переехала в Ростов-на-Дону. После школы юноша работал электриком паровозоремонтного завода и руководил драматическим кружком, сочинял музыку и мечтал об актёрской карьере.

3 мая на отечественные экраны вышел фильм «Собибор» Константина Хабенского. Фильм рассказывает, как нашему офицеру удалось объединить под своим началом сотни человек, говорящих на разных языках — голландцев, чехов, поляков, французов. И главную роль в фильме сыграл тоже Константин Хабенский.

Перед выходом в прокат этого фильма в издательстве «Эксмо» вышла книга «Собибор. Хроника восстания в лагере смерти». В этой книге собраны архивные документы, немецкие донесения о восстании в лагере, донесения советских солдат, хранящиеся в центральном архиве министерства обороны, статьи в отечественных и зарубежных СМИ. Режиссёрский дебют Константина Хабенского приурочен к 75-й годовщине восстания узников нацистского лагеря смерти.

Показы "Собибора", снятого компаниями "Синема Продакшн" и "Фетисов Иллюзион" при поддержке Фонда Печерского, до российской премьеры прошли в Варшаве, Вашингтоне, в штаб-квартире Организации объединённых наций в Нью-Йорке, в Совете Европы в Страсбурге, в Праге и Братиславе.

"Герои Собибора во главе с Александром Печерским - это те, чей подвиг мы чтим и всегда будем помнить, - сказал продюсер фильма Глеб Фетисов. - Эта картина создавалась для того, чтобы память об их подвиге не подлежала забвению, и чтобы они теперь навсегда заняли место в строю, кто сражался с нацистами на фронтах, в партизанских отрядах, в подполье".

"Тема нацизма, геноцида будет, увы, актуальна всегда, - говорит Константин Хабенский. - Мы видим, что люди ненавидят и убивают друг друга за "неправильный" язык, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз. Нацизм - предельная степень сгущения зла, сопротивление такому абсолютному злу как раз и порождает беспримерные образцы героизма, остающиеся в веках. Из таких героев был Александр Печерский".

"Наша общая задача как наследников победителей, преемников отцов-основателей Организации Объединённых Наций - укреплять и развивать систему глобальной безопасности" - заявил представитель России в ООН Василий Небензя на показе кинокартины в Нью-Йорке. Также он выразил сожаление, что в настоящее время в ряде стран "нарастают неонацистские настроения". "Противодействовать этому - наш долг перед памятью павших и перед подрастающим поколением" - заключил дипломат.

После просмотра в ООН Василий Небензя поблагодарил Константина Хабенского за то, что он воспроизвел "подвиг, который был в свое время не узнан, и не оценён".

А 11 мая тематическая выставка "Александр Печерский как символ сопротивления фашизму" открылась в московском Музее Победы. В её создании приняли участие Музей Победы, Фонд Александра Печерского, Российское военно-исторического общество, Российское историческое общество и фонд "История Отечества".

"Именно офицер Красной Армии Александр Печерский вместе с другими советскими военнопленными сумел объединить узников и в октябре 1943 года осуществить успешное восстание. И хотя из 420 бежавших из лагеря до конца войны дожили, по имеющимся данным, лишь 53 узника, все они отстояли достоинство и честь не только советских военнопленных, но и всего человечества", - отметил директор Музея Победы Александ Школьник.

"Инициированная и подготовленная нашим Фондом Александра Печерского выставка в Музее Победы, главном военном музее страны, позволит окончательно закрепить в сознании людей, а особенно представителей российской молодёжи, представление об организаторе восстания в Собиборе, как об одном из самых заметных героев Великой Отечественной и Второй мировой войны", - заявил на церемонии открытия глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев.

Героями становятся

Благодаря опыту игры в любительских театральных постановках, Александр Печерский, возглавивший то самое восстание в польском лагере Собибор, ясно осознавал степень киногеничности истории, в которой он волею судьбы стал главным героем, и лично призывал отечественных кинематографистов к тому, чтобы те обратились к теме сопротивления нацистскому режиму в концлагерях, но они раз за разом мягко отказывались от его предложений. Когда же в 1987 году вышел англо-югославский фильм "Побег из Собибора" с европейской суперзвездой Рутгером Хауэром в главной роли, Печерскому даже не разрешили выезд из Советского Союза на американскую премьеру. Фильм Хабенского — пусть запоздалое, но по-прежнему важное общественное признание, которого так долго добивался сам Александр Печерский.

"Бежать должны все!" — неоднократно повторяет главный герой фильма "Собибор", роль которого исполняет Константин Хабенский). Узники массово пытались сбегать из лагерей и до Собибора, и после, но никогда в восстании не участвовали все узники без исключения. Это главная отличительная черта Собибора. Печерскому удалось за очень короткий срок придумать план, как не только заполучить оружие, столь необходимое для того, чтобы вырваться за пределы лагеря, но и уничтожить нескольких эсэсовцев из администрации.

Он не только решился на сопротивление, но и смог сплотить вокруг себя группу не менее бесстрашных людей, которые понимали, на что они идут, здраво оценивали свои шансы и не отступили в самый ответственный момент, когда нужно было идти до конца. Тот факт, что ничего подобного так и не удалось никому повторить, лишний раз свидетельствует об исключительной роли Печерского в этом восстании.

Он его продумал, организовал, выжил под пулемётным огнём, добрался до партизан и сражался в их рядах. Затем, когда отряд соединился с частями Красной армии, Печерский как бывший военнопленный был направлен в фильтрационный лагерь НКВД, а уже оттуда автоматчиком в отдельный стрелковый штурмовой батальон. В 1944 году при взятии латвийского города Бауска получил ранение в бедро, а вместе с ним справку от командира о том, что "свою вину перед Родиной искупил кровью". В этом же году он впервые рассказал историю всего, что с ним произошло в Собиборе, на бумаге.

О Печерском мы знаем только, что он еврей, служил в Красной армии, за его плечами трудовой лагерь в Минске. Хабенскому как режиссёру и исполнителю главной роли важно подчеркнуть, что тот не смирился с судьбой и готов бороться за жизнь, в отличие от большинства из тех, кто оказался в Собиборе. Печерский думает не только о том, чтобы выжить самому, но и о судьбе всех своих товарищей по несчастью. Здесь ключевую роль играет его советское прошлое.

Восстание в Собиборе относится к числу безусловных величин, где добро и зло противостоят друг другу в бескомпромиссном поединке. Все произошедшие в нём события настолько очевидны в своих оценках, что мы можем не тратить время на сомнения по поводу того, кто здесь прав, а кто виноват. Нам остаётся только восхищаться мужеством тех, кто нашёл в себе силы противостоять нацистской машине смерти.

Из почти 550 заключённых 14 октября 1943 года 130 отказались бежать, около 100 погибли при побеге, ещё порядка 150 выдали оккупантам местные жители. Немцы, взбешённые дерзостью восстания, по личному приказу Гиммлера стерли «Собибор» с лица земли. Они разобрали все постройки, вспахали огромную территорию тракторами и засадили деревьями, чтобы уничтожить любое напоминание о своём поражении. Всех оставшихся в лагере, безжалостно уничтожили.

Подвиг Александра Печерского (до войны музыканта) советская власть так и не признала. Он умер в 1990 году практически безызвестным. Обидно, что человек с мировым именем не известен у себя на Родине!» — писала одна из газет в Ростове-на-Дону в 2002 году. А в израильском городе Цфат именем Печерского названа улица.

И вот Константин Хабенский (он же исполнил роль Печерского) восстановил справедливость, рассказав о восстании в аду и том, кто организовал его.

PS Константин Хабенский пока не имеет большого опыта в режиссуре, но он проявил смелость, решившись без всякой жанровой аранжировки заглянуть в ту бездну зла, которой нет исчерпывающего объяснения. Его фильм полон жестокости (в том числе и со стороны восставших), которую не принято показывать в кино, если она жанрово не препарирована. Поэтому картину смотреть трудно, и легко представить, как трудно было её снимать. Историки наверняка найдут в “Собиборе” погрешности против реальной фактуры и образов героев, но интуиция помогла автору в главном высказаться правильно и без конъюнктуры.

Tags: кино, мнение, отзыв, фильм
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

promo valerongrach april 9, 2017 10:37 65
Buy for 50 tokens
Считается, что нельзя зайти в одну и ту же реку дважды. Те, кто сошел с дистанции, назад обычно не возвращается. Но HMD Global, владельцы прав на торговую марку Nokia, а по сути, та же самая финская компания, только под другим соусом и с активным китайским участием, пытается вернуть те времена,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments