valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Как король накосячил с флагманским кораблем


Эта на самом деле грандиозная катастрофа, которую вполне можно сопоставить с гибелью «Титаника» случилась в XVII веке. В то время в Европе полыхала Тридцатилетняя война, в которой католики и протестанты выясняли, чья вера более правильная. Причем нередко католики, например, французы, были союзниками протестантов, а порой бывало и наоборот. В общем, все было запутано.

Тем временем на севере Европы крепла и набиралась сил маленькая, но гордая протестантская страна под названием Швеция, король которой Густав II Адольф был талантливым правителем и умелым воякой. А еще он радел о армии и флоте и считал, что ему жуть как нужен большой флагманский корабль. Вот его и решили построить, подписав 16 января 1625 года контракт на строительство.

Король сам был очень увлечен постройкой этого корабля. Он хотел построить самый большой линейный корабль, чтобы на Балтике ни у кого такого не было. Размеры и вооружение флагмана утверждались лично королем. Будущему флагману дали имя по правящей династии «Васа», собрали лучших плотников, столяров, кузнецов и прочих строителей. И корабль плавно рос на верфи, украшался резными деталями.

Через три года его построили. И корабль получился на самом деле впечатляющий. На тот момент – один из самых больших. Длина – 69 метров, ширина – 11,7 метра, высота с мачтами – 52,5 м.
16 января 1928 года король осмотрел корабль и остался доволен всем. «Васа» начали готовить к плаванию. Все лето корабль загружали пушками, ядрами, порохом, балластом. К августу все было готово к первому плаванию…

10 августа 1628 года весь Стокгольм собрался посмотреть, как гроза морей сходит на воду. Погода в тот день выдалась ясной, но с ветром. По случаю праздника членам команды разрешили взять на борт членов семей. Все было радостно и весело, в конце концов, в то время не так уж много было разных зрелищ.

Итак, корабль спустили на воду, подняли паруса, дали торжественный залп и «Васа» отправился на флотскую базу рядом со Стокгольмом. Когда корабль вышел в бухту, подул сильный ветер, наполнивший паруса. Судно наклонилось, потом выровнялось и продолжило плавание. Но продолжалось оно ровно до входа в гавань Стокгольма, то есть около полутора километров. А там новый порыв ветра накренил корабль причем так сильно, что тот упал на бок и начал тонуть.

Так как дело было рядом с портом, помощь пришла быстро, но к тому моменту «Васа» уже благополучно лежала на дне. Пока корабль тонул, погибло от 30 до 50 человек, причем многие были раздавлены корпусом судна.

Сам король узнал о катастрофе только через пару недель, так как находился в Пруссии. Густав Адольф в ярости потребовал наказать виновных. Впрочем, суд в итоге виновных не нашел, так как на самом деле виноват был именно король, потребовавший установить как можно больше пушек, из-за чего пришлось построить корабль так, что он не соответствовал требованиям плавучести. Дело в том, что у «Васы» была высокая надстройка и две дополнительные палубы для пушек, из-за чего центр тяжести оказался смещен, а верхняя часть получилась слишком тяжелой.

Из-за этого ветер просто опрокинул символ мощи шведского флота. И после этого про корабль забыли на 300 лет, пока его не подняли и не превратили в музей.

Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo valerongrach april 9, 2017 10:37 65
Buy for 50 tokens
Считается, что нельзя зайти в одну и ту же реку дважды. Те, кто сошел с дистанции, назад обычно не возвращается. Но HMD Global, владельцы прав на торговую марку Nokia, а по сути, та же самая финская компания, только под другим соусом и с активным китайским участием, пытается вернуть те времена,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments