valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Последний полет и подвиг летчика Мамкина


Эта история случилась зимой – в начале весны 1944 года. Немцы решили использовать детей из Полоцкого детского дома № 1 для забора крови для своих раненых. Директор детдома Михаил Степанович Форинко и партизаны решили детей спасти. Для этого немцам предложили совершенно логичную вещь: слабые и постоянно болеющие дети – плохие доноры, их неплохо бы подкормить на деревенских харчах, а потом уже использовать как доноров.

Детей и их воспитателей было предложено перевести на время в деревню Бельчицы, где был сильный немецкий гарнизон. И никто из немцев не знал, что на самом деле перевозка нужна для того, чтобы переправить детей к партизанам, а потом - за линию фронта.

В ночь с 18 на 19 февраля 1944 года 154 ребенка от 3 до 14 лет вышли из села, где они находились со своими воспитателями и подпольщиками. Около деревни их ждали готовые вступить в бой партизаны, а в лесу было приготовлено 30 саней. Одновременно над Бельчицами кружили несколько советских самолетов, имитируя подготовку к налету.

В результате первый этап операции прошел отлично – все дети добрались до тыла. Теперь их предстояло переправить через линию фронта. Для этого задействовали самолеты 3-й воздушной армии. В общей сложности было вывезено более 200 детей и 314 раненых партизан, одновременно забрасывая оружие и продовольствие партизанам.

Так как в качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье и в начале апреля лед уже был непрочным, операцию по эвакуации надо было форсировать, а для переброски использовались небольшие самолеты Р-5, способные без проблем сесть на небольшую полосу на озере и взлететь с нее.

Одним из летчиков, вывозивших детей и раненых, был Александр Мамкин. До ночи с 10 на 11 апреля 1944 года он уже совершил 8 успешных рейсов, и прилетел в девятый раз. В этот рейс ему удалось разместить в самолете 10 детей, их воспитателя Валентину Латко и двух раненых партизан.

На подлете к линии фронта самолет был подбит зенитчиками и загорелся. Потом огонь погас и самолет продолжил полет, но нарвался на немецкого ночного истребителя. Р-5 загорелся. По инструкции Мамкин должен был набрать достаточную высоту и прыгать с парашютом, но в фюзеляже самолета были дети. И он продолжил вести горящий самолет.

Загорелся мотор, а потом огонь перекинулся на кабину пилота. Он вел самолет уже практически вслепую, на нем горела одежда и шлемофон, а очки вплавились в кожу. Но полет продолжался до тех пор, пока не нашлась подходящая площадка для посадки рядом с советскими частями. К моменту посадки прогорела перегородка от кабины пилоты к пассажирам и на детях уже начинала тлеть одежда.

После посадки летчик смог на обугленных ногах выбраться из самолета, но двигаться уже не смог. Перед тем, как потерять сознание, он успел спросить только «Дети живы?» Летчика отправили в госпиталь, но полученные ожоги были несовместимы с жизнью, через шесть дней Александр Мамкин умер, но все его пассажиры спаслись.

Как ему удалось довести самолет и потом выбраться из кабины…

Кстати фотография – именно Мамкина и именно в той операции. Просто снята в другой день.

#оружиепобеды

Tags: #оружиепобеды, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo valerongrach april 9, 2017 10:37 63
Buy for 50 tokens
Считается, что нельзя зайти в одну и ту же реку дважды. Те, кто сошел с дистанции, назад обычно не возвращается. Но HMD Global, владельцы прав на торговую марку Nokia, а по сути, та же самая финская компания, только под другим соусом и с активным китайским участием, пытается вернуть те времена,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments