При этом через Иран можно было проложить отличный маршрут для военных поставок по ленд-лизу. Надо было только сделать его безопасным, так как в Иране было навалом как тех, кто поддерживал нацистов, так и немецких диверсантов и просто работников. Не против были навести порядок в Иране и англичане, которым нужна была полная безопасность их Англо-персидской нефтяной компании.
Для начала Москва и Лондон направили шаху дипломатические ноты, предложив ему подобру поздорову выслать всех немцев. Шах ноты отклонил и тут же начались «стихийные» пронемецкие беспорядки. Стало понятно, что по хорошему договориться не выйдет.
Не стоит обольщаться по поводу сил иранской армии. У шаха было 9 дивизий с древними танками и не менее старыми самолётами. Основные задачи были чисто жандармские – сохранение порядка. При этом 6 дивизий было развернуто против Ирака, где находились англичане и прикрывали нефтепромыслы, а 3 - на границе с СССР.
У СССР против Ирана было развернуто куда больше сил – 16 дивизий с танками Т-26, которые может и не очень были хороши на советско-германском фронте, но против Ирана замечательно подходили. Есть стойкое мнение, что советская группировка на Кавказе и в Средней Азии была развернута из-за готовившейся войны с Англией и Францией (готовились же англичане бомбить Баку в 1940). Но карты легли по-другому. Англичане подготовили для наступления из Ирака индийские дивизии плюс кавалерийскую и танковую бригады.
25 августа советские и британские войска перешли иранскую границу, а бомбардировщики разбомбили военных объекты. Шах поинтересовался у дипломатов – что за ерунда вообще творится. На это послы флегматично заметили, что шаха культурно просили выслать немцев – теперь их удалят насильно. Пехлеви бросился к американскому послу. Но Рузвельт проникновенно пообещал шаху, что его страна останется в целости и сохранности. Наверное.
Тем временем англичане быстро потопили весь иранский флот в количестве целых двух кораблей. А десантники быстренько захватили в целости и сохранности нефтеперерабатывающий завод в Абадане и нефтепромыслы Хузестана. Правда, иранцы нанесли ответный удар и даже успели на время отбить город и перерезать английских и индийских работников завода. Но уже через день англичане отогнали персов на север и начались позиционные бои, продлившиеся до 29 августа.
Тем временем индийские дивизии с танковой бригадой лихо рванули от Багдада на нефтепромыслы Курдистана. К моменту перемирия они прошли 100 км, а заодно взяли под чуткий контроль все нефтяные промыслы в тех краях.
А советские войска наступали с севера и именно той стальной лавиной, которую показывали в агитках перед войной. Командир одной из иранских дивизий так впечатлился этим зрелищем, что с воплями «мы все умрём!» удрал, реквизировав машины снабжения для вывоза своих ваз и ковров. Буквально за сутки был занят весь Южный Азербайджан и наступление продолжалось.
Сложности у советских войск возникли с портом Пехлеви, который был укреплен и высадить десант там Каспийская дивизия не смогла. Впрочем, 28 августа после ударов с воздуха Пехлеви был взят механизированными частями с суши. А заодно в этот день советские войска заняли Мешхед ― крупнейший город Ирана у границ Туркменской ССР. Оборона иранцев на севере рухнула и советские войска рванули на Тегеран.
В иранской столице началась паника, которую усиливали дезертиры, рассказывавшие ужасы о приближавшихся коммунистах. Генералы вели тайные переговоры о капитуляции англичанам. За такую дипломатию командующий был избит шахом. 29 августа Пехлеви приказал прекратить сопротивление и советские танки тормознули в 125 км от Тегерана.
Теперь Москва и Лондон потребовали не просто изгнать всех немцев, а выдать их союзникам. Шах опять ответил категорическим отказом. В ответ на это 16 сентября советские танки двинули на Тегеран и на следующий день были в персидской столице.
В результате страна была поделена на две оккупационные зоны, шаха себе забрали англичане, отправившие его подальше - в Южную Африку, где он почему-то умер спустя три года. Новым шахом стал наследник престола - Мохаммед Реза Пехлеви, которому строго настрого объяснили как себя надо вести.
В результате через Иран потекла река грузов, которые были жуть как нужны на фронте. Знаменитый Отто Скорцени пытался организовать саботаж по пути «иранского коридора», но местные аборигены забрали у диверсантов золотишко, а потом передали их англичанам. В результате через Иран проследовало около трети всех грузов, которые СССР получил по ленд-лизу.
Journal information