Жизнь Шаварша Карапетяна сложилась так, что он поставил много мировых рекордов, много раз был чемпионом мира. Но в памяти людей он навсегда останется тем, кто смог спасти 20 человек из утонувшего в 1976 году в Ереване троллейбуса.
Некоторые из спасенных им людей сегодня уже умерли от старости, а сам Шаварш до сих пор больше всего переживает из-за того, что в тот день, во время одного из спусков под воду при нулевой видимости, схватил не человека, а подушку сиденья, а значит, не смог спасти кого-то из пассажиров того злополучного троллейбуса.
Тогда в 1976 он был на тренировке и первым оказался на месте аварии, бросился в воду, разбил стекло троллейбуса и на глубине 10 метров, при нулевой видимости, спас 20 пассажиров из 92. Вот как сам Шаварш рассказывал о той истории:
«Когда троллейбус слетел с дамбы, такой шум был, как будто снаряд взорвался. Я тогда тут же бросился в воду. Ты прыгаешь и знаешь, что эта стотонная махина пошла под воду. Я сам несколько раз тонул, я знал, что такое утопленник и знал, что это за мучение.
Я знал, как они будут тонуть, я знал, как они будут умирать – это ощущение меня давило. Но когда я уже двоих поднял, у меня появилась уверенность, что их можно спасти – и вот каждые 25 секунд новый человек был наверху. Пять раз вдох-выдох – ушел – поймал, встал на троллейбус, оттолкнулся…
Разбил стекло тремя ударами. Удар в воде можно сделать только одним способом – это ногой. Собираешься в кулачок, а потом резко открываешься. По-другому в воде не получится так сильно ударить. Хорошо, что стекло было обычное. Автомобильное стекло я бы не смог поломать. Там нужен был бы лом, а если лом держишь под водой, то сразу сам тонуть начинаешь.
Я не плавал, я нырял, брал человека, вставал на троллейбус, поднимал, передавал и дальше нырял.
Так – более сорока раз. В Америке в таких ситуациях обычно действуют очень долго, а здесь в течение сорока пяти минут троллейбус был на берегу – такая слаженная была работа. Мой тренер там был, на берегу стоял – он 16 лет работал спасателем. Мой брат был там, мастер спорта международного класса. Прямо рядом с местом трагедии была 4-я больница. Медики уже на берегу помогали. Все необходимое для спасения людей было на берегу.
Десять кранов было, два крана работали, чтобы друг другу не мешать. Через 45 минут троллейбус был на берегу, но все равно 46 человек погибли…
Я лежал в больнице 45 дней. А потом еще месяца два восстанавливался.
Командовал полковник милиции. Он взял командование на себя, потому что там каждый занимался своей работой. Он сказал: «Я тебе приказываю зацепить за штанги», – я ответил: «Там сто тонн, вместе с водой, как можно?», – «Я знаю, они с корпусом связаны», – говорит. Я зацепил за штанги, оторвало со штангами вместе. Тогда я ему по-мужски сказал: «Пошел ты на фиг!». Задний мост было не достать, он был в песке. Тогда мы захватили троллейбус по бокам двумя кранами, и этот способ оправдал себя. Тогда я уже не слышал, что мне кричали – я делал то, что считал нужным».
Journal information