valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Как у американцев остался огрызок крейсера и что из этого получилось



Во время Второй Мировой войны на Тихом океане американцам регулярно и знатно прилетало от японцев. Больше всего они огребли, конечно, в Перл-Харборе, это побоище затмило все остальное. Но потом война с японцами тоже была далеко не постепенным шествием американского флота по островам, чтобы плавно подобраться к азиатской империи. Янки огребали регулярно, в том числе по причине своего феерического раздолбайства, которое порой превышало даже традиционный русский пофигизм.

Одним из таких моментов стало побоище, которое японцы устроили американской эскадре у Тассафаронга. Этой бой американцы продули вчистую, несмотря на огромный количественный и технический перевес. Зато потом проявили чудеса ловкости и героизма. Поговорим подробнее.
История началась с того, что у американцев в районе острова Гуадалканал появился аэродром Хендерсон-Филд. Прямым результатом этого стало то, что янки захватили господство в воздухе в регионе, что, фактически означало и господство на море в дневное время. Поэтому японцы перешли на тактику доставки помощи на Гуадалканал по системе «Токийский экспресс». – быстроходные эсминцы за ночь успевали доставить грузы на остров и до рассвета свалить из зоны действия американской авиации.

30 ноября 1942 года такой «токийский экспресс», в котором было восемь эсминцев, гнал по своему маршруту и в темноте влетел в американскую эскадру, в которой были четыре тяжелых крейсера «Миннеаполис», «Новый Орлеан», «Пенсакола» и «Нотрхэмптон», легкий крейсер «Гонолулу» и 4 эсминца. По идее, американская эскадра должна была просто растоптать японцев, но получилось сильно иначе.

Хотя у японцев не было радиолокаторов от слова «вообще», они быстро сориентировались и успели врезать янки, воспользовавшись тем, что американцы встретились на редкость тупые.
Все американские корабли дружно начали фигачить по одному замеченному ими эсминцу, а японцы тем временем спокойно отстрелялись «длинными копьями», как называли кислородные торпеды калибром 610 мм. Торпеды успешно попали по крейсерам «Миннеаполис» и «Новый Орлеан». За ними шел крейсер «Пенсакола» и его капитан придумал гениальный маневр – прошел между двумя поврежденными кораблями.

Офигевшие от такого подарка судьбы японцы, тут же шарахнули по прущему точно по курсу торпед крейсеру «длинным копьем». В результате на «Пенсаколе» оторвало левый гребной винт и разрушилось машинное отделение. 125 моряков сгорели. При этом четвертый тяжелый крейсер «Нотрхэмптон», несмотря на то, что его товарищей благополучно расфигачили, шел вперед как на параде, не используя зигзагов и даже не предпринимая попыток отклониться от моментально пущенных японцами торпед. В результате «Нотрхэмптон» словил две торпеды, после чего на нем отказала энергоустановка, связь, остался работать один винт, а корабли начал крениться. К утру он наклонился на 35 градусов и благополучно затонул в 4 милях от берега Гуадалканала.

Потери японцев в бою составили 1 эсминец.


На этом позорище разгрома заканчивается и начинается эпопея беспримерного героизма и показатель того, что когда речь идет о борьбе за живучесть корабля и за свои собственные жизни американцы могут горы свернуть. Один из поврежденных тяжелых крейсеров американцев благополучно затонул, но три оставшихся подранка с разными степенями повреждений были еще на плаву.

Больше всех в бою досталось «Новому Орлеану». Торпеда попала в него в районе погребов носовых башен главного калибра. Взрыв полутонного боеприпаса торпеды вызывал детонацию боезапаса. В результате у «Нового Орлеана» оторвало носовую часть, вплоть до башни главного калибра №2. Одного этого было бы достаточно для аллеса, но на этом заморочки не закончились. Оторванный кусок корпуса отогнуло в сторону и силой долбануло по борту идущего крейсера. В результате по длине уцелевшего корпуса образовалось еще несколько пробоин. Кроме того, уходя по воду, здоровенный обломок корабля зацепил винты и погнул лопасти по левому борту.

Несмотря на то, что «Новый Орлеан» потерял четверть корпуса, на нем погибло 183 моряка, он не затонул сразу, а потом те, кто уцелел, не дали ему этого сделать. «Огрызок», оставшйися от крейсера смог даже разогнаться до 2 узлов и доползти за 35 миль на передовую базу американского флота на Тулаги. Там в дело вступили ремонтники, соорудившие крейсеру нос из первого попавшегося под руку материала – кокосовых пальм. В результате уже через 12 дней «Новый Орлеан» опять смог выйти в море и пополз в Австралию, куда смог дойти 24 декабря 1942 года.

И самое удивительно, что после таких злоключений «Новый Орлеан» не списали. Более того, к лету 1943 года он был восстановлен, вернулся в строй флота и принимал участие в битве за остров Уэфк, Маршалловы острова, налет на Трук, Иводзима, Филиппины, Сайпан и Тиниан. В общем, стал одним из самых заслуженных американских тяжелых крейсеров.

Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Отчаянный индийский танкист

    В ходе третьей индо-пакистанской войны, 16 декабря 1971 года, индийские саперы занимались разминирование минных полей за рекой Басантр. В атаку на…

  • Финал Черной Бороды

    22 ноября 1718 года завершилась карьера пирата Эдварда Тича, более известного под своим прозвищем «Черная Борода». Он был убит в…

  • Как погиб систершип «Титаника»

    Не все знают, что у знаменитого «Титаника» были «братья-близнецы» - «Британник» (первоначально назывался…

  • Он служил четырем императорам

    На старой фотографии запечатлен Василий Николаевич Кочетков, проживший 107 лет, с 1785 по 1892, из которых более 60 он провел на военной службе.…

  • Люк-Гук – упорный вьетнамец

    Эту историю поведал один американец в своих рассказах о том, каково было на вьетнамской войне. Примерно в 200 метрах от американских траншей засел…

  • Не стоит изменять всем

    Нарвский позор Петра I имел много причин. Армия была откровенно не готова к осаде крепости, а кроме того, не было доверия к нанятым…

promo valerongrach april 9, 10:37 62
Buy for 50 tokens
Считается, что нельзя зайти в одну и ту же реку дважды. Те, кто сошел с дистанции, назад обычно не возвращается. Но HMD Global, владельцы прав на торговую марку Nokia, а по сути, та же самая финская компания, только под другим соусом и с активным китайским участием, пытается вернуть те времена,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments