Большевики, захватив власть в России и поначалу отменив все отличия и царские награды, быстро поняли, что отринуть старое целиком и полностью и начать строить новый мир – это, конечно, хорошо. Но есть лучшие строители, более того, настоящие герои, которых нужно отмечать и поощрять, потому что хоть и все равны, но надо же на кого-то равняться. И хотя в фильме «Офицеры» молодого курсанта поощряли красными революционными шароварами, на самом деле самой значимой и уважаемой наградой в Стране Советов вплоть до учреждения в 1930 году ордена Ленина было Почетное революционное оружие.
В качестве Почетного революционного оружия могли награждать:
✅шашкой, с наложенным на эфес орденом Красного Знамени
✅кортиком для ВМФ
✅маузером С-96 с прикрепленным знаком ордена Красного Знамени на рукоятке.
Ничего не напоминает? В общем-то, идея вполне понятная – в Российской империи примерно таким же было «аннинское» или георгиевское оружие, только статус у него был весьма почетный, но не настолько высокий, как у Почетного революционного.
Ведь Почетное революционное оружие в виде шашки получили за все годы его существования всего 22 человека. Маузеры – вообще двое, причем эти же два человека были ранее награждены шашками. А кортики в революционном красном флоте вообще не заслужил ни один славный краском.
Кто же эти два наиболее отмеченных высшими революционными наградами командира? А это хорошо всем известный Буденный и не совсем заслуженно оставшийся в тени других военачальников Сергей Каменев. Шашкой Буденного наградили в ноябре 1919 года, маузером – в январе 1921. А Каменев, между прочим, стал первым красным командиром, удостоенным Почетного революционного оружия за командование Восточным фронтом в 1919 году вместе с Василием Шориным, еще одним бывшим офицером, а затем краскомом, отличившимся в борьбе с Колчаком.
Удивляться тут нечему, ведь именно Каменев, бывший полковник Генштаба, вообще-то был Главкомом республики, но потом был задвинут на вторые роли и даже не получил звания маршала, когда ввели персональные воинские звания, в отличие от Тухачевского, Ворошилова, Буденного, Егорова и Блюхера.
Ах да, Каменеву повезло. Его неоднократно упоминали на допросах в 1937-1938 годах, но Сергею Сергеевичу уже было не до этого – он находился в высях горних. А вот Шорин, получивший вместе с ним первое Почетное Революционное оружие, хоть и к 1937 году несколько лет как перебрался в Осоавиахим на пенсию, оказался тайным вражеским агентом, шпионом и троцкистом. Как и еще 12 из 22 награжденных высшей наградой республики. Вот и подумаешь, то ли с наградой что-то было не так, раз половина врагами оказались. То ли у кого-то с поиском врагов был непорядок.
Journal information