Мы все привыкли, что художник Айвазовский рисовал картины с кораблями и морем. Это все так, но у были у него и другие работы, например, в конце жизни он нарисовал несколько картин зимнего Петербурга. На одной из них - «Александр II на замерзшей Неве», царь на санях катается по замерзшей Неве – и никаких вам пробок, и с императором - никакой охраны. Можно было вот так запросто встретиться с государем на Неве и поклониться ему. А потом народовольцы придумали, что глава государства – идеальная мишень для того, чтобы разбудить революционное сознание масс, достаточно кинуть в него бомбу.
Не буду касаться истории «Народной воли», ее идей и ошибок, сегодня лучше поговорим об интересном бытовом моменте этой картины. Видите, в левом углу, какой-то мещанин или крестьянин кланяется царю. А чем у нас этот человек занят? Он зачем-то нарубил много льда и грузит их на свои сани. Но тут появился император, а ему надо поклониться, что мы и видим на картине.
Так зачем мужик в углу картины нарубил столько льда?!
Вы не поверите, но для того, чтобы продать.
И кому в Петербурге зимой нужно столько льда?
Да почти всем. Точнее, всем.
Дело в том, что на дворе XIX век. Бытовые холодильники на «диком Западе» начали производить в 1927 году, а в СССР – в 1951 (небольшое количество изготовили до войны на Харьковском тракторном заводе). А продукты надо было сохранять всегда. Как?
Очень просто. В Петербурге скоропортящиеся продукты хранили в ледниках (правильно произносится лЕдник). Поэтому, если бы вы снимали квартиру в каком-нибудь доходном доме в то время, то было важно, подбирая жилье, посмотреть не только на то, с дровами сдается квартира или без (это было очень важно и напрямую влияло на цену), но и на то, полагается ли квартире ледник или нет. Неплохо еще и каретный сарай с конюшней иметь, если у вас имеется свой выезд. Но это уже для мажоров, потому что иметь собственный выезд, да еще хороший – это будет примерно как сегодня разъезжать в булочную на «мерседесе».
Господин Пушкин Александр Сергеевич, например, который по своим доходам к мажорам не относился, но жил совершенно не по средствам, одну из своих квартир за годы семейной жизни снимал в таком виде:
« …[жилье] из двенадцати комнат и принадлежащей кухни и при оном службы: один сарай для экипажей, конюшни на четыре стойла, один небольшой сарай для дров, один ледник и чердак для вешания белья…»
Для того, чтобы такой ледник выполнял свои функции, его надо было сначала заполнить чем-нибудь холодным. В качестве такого источника холода очень хорошо подходил невский лед, который в укромном месте не таял очень долго. И поэтому рубка и доставка невского льда для ледников были вполне законным и востребованным бизнесом. Нет, конечно, никто вам не мешал самим в свободное время съездить на Неву, нарезать льда и набить ледник. Но в реальности чаще покупали у тех, кто занимался этой работой – резкой и доставкой льда на постоянной основе, а также и его загрузкой в ледник, потому что работа это была достаточно тяжелая физически и опасная.
Кроме того, ледяные глыбы еще и специально готовили для загрузки в ледник. Подготовленная глыба «кабан» очищалась от снега, поливалась водой, по возможности изо льда удаляли вмерзший в него мусор, так как чем чище и прозрачнее была глыба, тем дороже она стоила.
Льдом забивали ледники и хранили потом мясо, птицу, масло и прочее. Так что картина «Александр II на замерзшей Неве» - не только вид на морозную Стрелку Васильевского острова, но еще и картина петербургского быта.
Кстати, Айвазовский не один раз рисовал заготовщиков льда. Им создана и картина, посвященная именно тем, кто заготавливал лед: «Ледорубы на замерзшей Неве в Санкт-Петербурге».
Кстати, ледники в той или иной форме использовали вплоть до начала 80-х годов прошлого века как минимум. Если и не в Петербурге, то в деревне совершенно точно. В 70-80 годы в наших рязанских краях, к примеру, ближе к весне готовили специально отведенные под ледники сараи или погреба – сам принимал в этом участие. Правда, в наших краях не лед с реки возили, а плотно набивали снегом, тщательно утрамбовывая его, чтобы он скрепился в плотную массу и пролежал как можно дольше. А вы, мои читатели, застали такой способ хранения продуктов? Погреба, ледники? Или только холодильниками пользовались?
Journal information