valerongrach (valerongrach) wrote,
valerongrach
valerongrach

Category:

Жизнь и приключения последнего паровоза, сделанного в СССР


Знаете, мои читатели, чем знаменит и интересен этот паровоз? Ну кроме того, что он большой и мощный? Ну, сразу, посмотрев на фотографию можно заметить, что рабочие Коломенского завода сделали на нем надпись: «Последний паровоз постройки Коломенского завода им. В.В. Куйбышева».

Но на самом деле все еще интереснее – это не просто последний паровоз, который построили на Коломзаводе, но и вообще последний пассажирский паровоз, который построили в СССР. И в этом плане П036-0251 зав.№ 10420, как он правильно называется – уникален, легендарен и, конечно, ему самое место в музее железных дорог России в славном городе Петербурге.

Этот паровоз не одинок. С 1953 по 1956 годы в СССР выпустили 250 таких паровозов, плюс – еще был паровоз с номером 0001 – макет. Серийный паровозов было 215, остальные – опытная и установочная партия. Для своего времени, да и вообще этот паровоз был очень мощным агрегатом. В описании рассказывается, что в научно-популярной литературе пятидесятых годов, когда рассказывали о паровозах П36, упоминали, что в его дымовой коробке размещался автомобиль «Победа».


Он и на самом деле громаден, даже в сравнении с современными тепловозами. Огромное торжество паропанка, стиля, всех этих трубопроводов, вентилей и манометров.

Шикарная техника как по внешнему виду, так, как говорят и в эксплуатации. Ветераны-железнорожники, которые работали на таких паровозах, рассказывали, что: «На этих паровозах мы отдыхали». У паровоза был отличный котел, махина легко трогалась, поддерживала плавный ход и вписывалась в кривые.



П036-0251 – не единственный паровоз этого типа, сохранившийся до нашего времени. 24 паровоза еще сохранились в разных местах бывшего СССР, по одному – в Германии и Монголии. Несколько машин даже поддерживаются РЖД в рабочем состоянии и используются в составе становящихся модными ретропоездах.

Но вот этот паровоз в силу обстоятельств его выпуска – знаковая, историческая машина. И ему довелось пожить.

Он работал в Поволжье, потом на Севере, а завершал трудовую карьеру в начале 70-х годов прошлого века на Дальнем Востоке. Потом его поставили на базу запаса. Затем с базы запаса П036-0251 отправили в Уссурийск на завод «Дальводреммаш». Там эту махину превратили … в стационарную котельную. Паровоз оброс трубами, зарос горами шлака, сброшенными около него.

Хорошо, что у железных дорог есть энтузиасты. Это особенно было важно в начале 90-х, когда любая раритетная вещь запросто могла отправиться на металлолом, потому что так было выгоднее. Осенью 1991 года Центральный музей Октябрьской железной дороги выкупил паровоз у владельцев по цене металлолома.


Но его еще надо было перевезти с Дальнего Востока в Петербург. И это тоже было очень непростой задачей, которую реализовал сотрудник музея Вадим Воронин. Для того, чтобы паровоз выехал с территории завода и смог добраться до депо пришлось чинить пару километров путей. Причем не просто чинить, а еще и устраивать обход в одном месте, так как в колее, по сути, заброшенной дороги, врезали трубопровод.

Но все технические проблемы удалось решить. После чего возникли проблемы другого плана. Нашлись коммерческие структуры, пытавшиеся «перехватить» с помощью «административного» паровоз, после того, как он был готов к транспортировке в Петербург. Пришлось не только решать технические проблемы спасения раритета, но и бороться со слишком ушлыми коммерсантами. Отбились, и П036-0251 добрался до музейной стоянки. И теперь последний паровоз Страны Советов занимает свое заслуженное место на стоянке музея РЖД, рядом с Балтийским вокзалом Петербурга.



Кстати, должен отметить, что музей РЖД вообще произвел очень положительное впечатление. Я искренне считаю, что это – один из самых лучших и технически оснащенных музеев в России и вообще пример того, каким должен быть современный музей – со множеством разнообразных экспонатов, массой информации и большой мультимедийной составляющей – как в виде информационных экранов и макетов, так и различных мультимедийных инсталляций.
Но об этом, в другой раз. Stay Tuned, как говорится.
Tags: Петербург, железные дороги, история, музеи, путешествия, техника
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

promo valerongrach september 9, 2019 12:00 2
Buy for 80 tokens
Появилась одна тема, с которой хочу обратиться к тем своим читателям, у кого есть дети/внуки, которым скоро сдавать экзамены/надо поднатаскать предметы/выиграть олимпиаду. Есть такая онлайн-школа «Фоксфорд». Хорошая. Я три года покупаю там сыну курс по математике «Подготовка к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment