Есть мнение, что одна из причин, по которой туристы рвутся приехать в Судак – генуэзская крепость, которая до сих пор возвышается над городом. И ведь на самом деле – если люди приехали в Алушту, Феодосию, Евпаторию и так далее – сюда все равно берут экскурсию, чтобы походить около стен, зайти в Консульскую башню или даже подняться на Дозорную башню, чтобы посмотреть на море и окрестности, также как жители этого города давным-давно, лет 500 назад, во времена расцвета этой генуэзской колонии.
О крепости Судака можно рассказывать много интересных историй, как о любом старом городе. Тем более, что история каждой башни связана с каким-то консулом, военным, авантюристом, который часть вой жизни потратил на то, что жил, торговал и сражался тут, на краю Средиземноморской цивилизации.
Но сейчас хотелось бы отметить даже не это, а просто один интересный момент. Когда вы будете смотреть на башни крепости, обратите внимание, что почти все башни имеют прямоугольные зубцы. И только одна, почти на самом верху – между Георгиевской и Дозорной башней имеет зубцы другой формы – нехарактерные для Судака «ласточкины хвосты». С чего бы это вдруг? И имеет ли это какое-то значение?
Имеет. И для своего времени довольно важное.
Дело в том, что одним из общеевропейских конфликтов, которые продолжались все Средневековье и так или иначе затронули всю Европу, была борьба гвельфов и гибеллинов, сторонников Папы Римского и императоров Священной Римской империи из династии Гогенштауфенов. Вражда двух партий затронула буквально все сферы тогдашней жизни и нашла отражение в том числе и в архитектуре.
Дело в том, что сторонники папы – гвельфы, строили стены с прямоугольными зубцами, а гибеллины – с «ласточкиными хвостами». А Генуя – один из тех городов, которые в разное время поддерживали разные партии. Но видимо с Судаком получилось так, что в основном все башни строили в то время, когда консулами были сторонники гвельфов. Исключение – Безымянная башня №1, у которой зубцы как раз гибеллинские. Видимо, в это время Генуя поддерживала противоположную сторону.
Кстати, этот вопрос: какой вид должны иметь зубцы на стенах, сыграл огромную роль во внешнем виде Московского кремля. Дело в том, что архитекторов для строительства новых стен Кремля позвали из Италии. И у тех возник вопрос, какой формы делать зубцы?
Но поразмыслив, итальянцы решили, что православный великий князь Московский – совершенно точно не является сторонником Папы Римского. А значит и зубцы на стенах его крепости надо делать гибеллинские. Так и появились знаменитые «ласточкины хвосты» на стенах Московского кремля.
Journal information