Весной 1775 года императрица Екатерина II, которой очень понравились подмосковные пейзажи около села с прекрасным названием Черная грязь, купила его у Кантемиров за сумму в 25 000 рублей. Екатерине захотелось устроить в этом месте свою резиденцию.
Проект новой резиденции заказали Василию Баженову, которому было предложено придумать и построить что-то впечатляющее в готическом или мавританском стиле.
Сам проект утвердили очень быстро, после чего закипели работы. Уже в конце 1776 года начались «трудности с финансированием». То есть, деньги на реализацию проекта приходить перестали, при этом самого строительства никто не прекращал.
Баженов для того, чтобы вести строительство, был вынужден занимать деньги. Потом продал свой московский дом. К 1784 году сумма его долгов составляла около 15 тысяч рублей.
В 1785 году Екатерина II приехала в Москву и заехала посмотреть, что там получилось с ее резиденцией. Приемка работы закончилась показательным скандалом. По мнению императрицы жить в резиденции невозможно – потолки слишком низкие, комнаты слишком маленькие, все сделано не то и не так.
Закончился скандал тем, что Баженова отстранили от работ, потраченные им деньги возмещать не стали. Переделку резиденции поручили Матвею Казакову.
Есть мнение, что главной причиной такого показательного концерта, устроенного Екатериной, стало то, что Баженов
а)построил резиденцию для императрицы и ее сына цесаревича Павла Петровича одинакового размера
б)много контактировал с цесаревичем
За что и поплатился.
Был ли повод на самом деле придираться к работе архитектора – большой вопрос. В результате Баженов остался почти без средств к существованию и жил небогато, пока на троне не оказался Павел Петрович, который относился хорошо ко всем, кого обидела его маменька.
А царская резиденция эта, мои читатели, достояла до наших времен. Только теперь она называется вовсе даже не Черная грязь, а Царицыно – один из лучших московских парково-дворцовых ансамблей, сохранившихся до нашего времени.
Journal information