Я всегда был убеждён в том, что русские — это нация мечтателей
Генерал Альфред Нокс
Как мы знаем, в 1914 году Российская империя со всего размаху, решительно и неотвратимо влезла в «небольшую, победоносную войну», чтобы помочь братьям-сербам. Стоило ли помогать – большой вопрос, но что сделано, то сделано. Тем более, что тогда, в августе 1914 года все верили, что война надолго не затянется, Рождество все встретят в кругу семьи, героями в блеске славы.
Правда, сначала надо было победить австрийцев и немцев. Но их можно было «шапками закидать», как в свое время, в Первую Отечественную войну обещал сделать славный генерал Багратион. Так почему бы это было не повторить во Вторую Отечественную, как тогда называли эту войну. Тем более, что вообще-то в новом военном конфликте явно намечалось активное использование техники. А вот с ней в Российской империи было, прямо скажем не очень. Плохо в Российской империи было с техникой.
Я всегда обожаю читать комментарии тех, кто льет слезы по «России, которую мы потеряли в 1917 году»:
«Если бы не эти большевики, то до победы было рукой подать».
«Россия была одной из самых развивающихся стран мира. Промышленность росла невиданными темпами».
Невиданными темпами росло выкачивание ресурсов из страны, примерно так же как в наше увлекательное время. Это да. А вот с современной промышленностью все было интересно.
В годы Великой Войны в России служил британский атташе Альфред Нокс. По долгу своей службы он должен был быть беспристрастен и трезво оценивать военные возможности своего недавнего геополитического противника, а теперь союзника по Антанте. И самое интересное – то, что Нокс вел дневник, в котором записывал свои впечатления, мнения и статистические данные тоже, потому что работа у него была такая. За что мы теперь должны сказать огромное спасибо, так как имеем беспристрастный и холодный взгляд на прекрасную реальность того времени, когда «французские булки перед началом войны хрустели в полный рост».
Так вот Нокс в своем дневнике четко описал ситуацию с техникой в русской армии:
✅Крупных дирижаблей, аналогичных немецким не было вообще. Имелось пять машин второго класса и еще десяток небольших, не представлявших никакой военной ценности. Боевых дирижаблей в русской армии так и не появилось за всю войну.
✅Перед началом войны в русской армии имелось 320 самолетов. Правда, уже был построен «Илья Муромец». Но в том-то и дело, что в России умели делать уникальные штучные вещи. А вот с массовым производством были очень большие проблемы. Впрочем, к осени 1914 года планировалось построить еще 10 «Муромцев» и получить еще 400 самолетов, в том числе с русских предприятий.
✅При этом после бума авиации в начале 1910 годов, количество летчиков не просто не росло, а снижалось. В 1913 году в Вильно, Риге, на Кавказе, в Оренбурге и Нижнем Новгороде авиаклубы закрылись. Вообще, за то, что в России к началу Первой Мировой войны имелась военная авиация мы должны по сути сказать спасибо одному человеку – великому князю Александру Михайловичу. Потому что вся военная авиация держалась только на энергии «Сандро».
✅А почему в России было так плохо с самолетами? А потому что еще хуже обстояло дело с моторами. Двигатели делали только на московском заводе «Гном» (по 20 штук в месяц) и в Риге на «Моторе» - по 2-3 штуки в месяц.
✅Как потом оказалось, в новой войне важную роль сыграет еще и автотранспорт. Достаточно вспомнить битву на Марне, когда немцев остановили благодаря своевременно переброшенным на реквизированных парижских такси подкреплениях. На самом деле основную часть солдат перевезли вовсе не таксисты, а автобусы. Но состоянию Российской империи от этого не легче. В России «чуда на Марне» с помощью техники в 1914 году точно бы не получилось. Просто потому что французы реквизировали около 600 машин. А во всей России к началу Великой войны по данным Нокса государство располагало 679 автомобилями: 418 грузовиками, 259 легковыми и 2-мя машинами скорой помощи.
Так что да, немцев явно собирались шапками закидывать и бить «малой кровью на чужой территории». Впрочем, сказалось это не сразу. Потому что генералы всегда готовятся к прошлой войне. В том числе и вражеские. Но все это – очень важная причина того, что случилось в 1917 году.
Кстати, учиться исключительно на своих ошибках – наша замечательная черта. В 1941 году в нескольких эшелонах, на разном удалении от границы будут активно формироваться советские мехкорпуса. В них будет много танков, пусть не всегда новых, КВ и Т-34 к началу войны в штатном количестве получили, мягко говоря, далеко не все. Но гораздо хуже не это. А то, что танков было много, а грузовиков - сильно недостаточно. Но 500 танков мехкорпуса без соответствующего обеспечения – это всего лишь 500 железных коробок. В июне 1941 года командование РККА и вожди в Кремле ощутят это в полной мере. Только пока они проникнутся этим ощущением, вся мощь РККА растает как дым в огне июньских и июльских контрударов.
Но это – уже совсем другая история.
Journal information