А давайте поговорим про яйца. Царские. Пасхальные. Те самые, которые Фаберже. Посмотреть на часть которых можно в любое время в питерском музее Фаберже. Будете в культурной столице – настоятельно рекомендую и даже не из-за яиц. Там вообще в этом музее очень эффектный срез парадного быта высшего сословия Российской империи. Но сегодня только про яйца.
Все началось с того, что Александр III решил удивить жену. И ему это удалось. Пасхальное яйцо, в котором прятался сувенир – золотая курочка, сделанная мастерами фирмы Фаберже, вызвала огромный восторг у Марии Фёдоровны, для которой пасхальный подарок оказался полным сюрпризом.
Так фирма Фаберже получила постоянных заказчиков на Пасху. А заодно прославилась в веках. Потому что кто там помнит всякие табакерки, кольца и брошки (если конечно, они не с алмазом «Санси», например). А вот про пасхальные яйца Фаберже слышали все. Хотя на самом деле фирма Карла Фаберже занималась далеко не только этими проектами.
Итак, сначала была «Курочка». Теперь это яйцо и ещё несколько хранятся в музее Фаберже в Петербурге и я не устану повторять, что сходить в этот музей стоит точно также как и в Эрмитаж всем буквально. Впрочем, как и еще во множество питерских музеев. Подарил это яйцо Александр III в 1885 году и с тех пор заказ стал традиционным.
В музее Фаберже, само собой, нет всех ювелирных шедевров этой фирмы, но зато есть последний пасхальный подарок Александра III Марии Фёдоровне – яйцо «Ренессанс». Его император подарил жене в 1894 году. Больше не смог, потому что в ноябре того же года его не стало. Интересно, что сюрприз, который скрывался в этом красивом яйце, не сохранился, есть предположения, что это – одна из фигурок, хранящихся в музее Фаберже.
Зато мы точно знаем, что царская казна заплатила за работу (яйцо украшено бриллиантами, жемчугом и рубинами) 4 750 рублей. Большевики продали этот шедевр ювелирного искусства американскому дельцу Арманду Хаммеру за 1500 рублей. Вот такой бизнес по-советски.
За сколько выкупил и вернул в Россию 9 яиц Вексельберг точно неизвестно, неофициально говорят о 100 миллионах долларов. Да, музей Фаберже – не государственный, а частный. Что отнюдь не делает его хуже. Он все равно очень впечатляет.
После того, как Александра III не стало, его сын Николай II каждый год заказывал уже по два пасхальных яйца – жене и маме.
Вот что можно увидеть в Петербурге:
В 1897 году Николай II преподнес молодой жене «скромный» подарок – яйцо «Коронационное», в котором под переливающейся скорлупой с миниатюрными гербами, скрывалась миниатюрная модель кареты, в которой Николай и Аликс ехали на коронацию.
Карета из этого яйца – отдельная песня. Потому что это мало того, что модель драгоценная, так она еще и полностью действующая – колеса крутятся, двери открываются, рессоры работают.
В 1898 году Николай II подарил своей жене яйцо «Ландыши». Очень скромный внешне подарок. Если не знать, что каждый бутон ландыша – это всего лишь жемчуг с бриллиантами.
Говорят, что романтичная императрица, у которой всегда болела голова, когда требовалось исполнять царские обязанности (а общественной работы и представительских мероприятий у царской семьи было вполне достаточно), очень любила именно этот подарок. Сюрпризом были три миниатюрных портрета, появлявшиеся при нажатии на нужную кнопку: Николая II и двух дочерей, которые родились к тому моменту.
В 1900 году Николай II преподнес маменьке просто шикарное, как мне кажется, яйцо «Петушок».
Во-первых, потому что оно красивое, во-вторых, потому что оно с часами, а в-третьих, там еще и был сюрприз – при нажатии на кнопку появлялся петушок, оклеенный настоящими перьями, кукарекал, а потом опять скрывался внутри. Это единственное яйцо с круглым циферблатом, сделанное для царской семьи. Похожие проекты главный мастер фирмы Фаберже Перхин делал для других заказчиков.
В 1911 году Николай II подарил жене яйцо «Пятнадцатилетие царствования».
Сюрприза внутри не было, все яйцо было как сюрприз, потому что на нем разместилось 16 миниатюр. Я старался их сфотографировать как можно лучше. Но так как это делалось через стекло и не самыми прямыми руками, то получилось не всегда хорошо.
Миниатюры на яйце рисовал Василий Зуев. Это – акварель по слоновой кости. Изображены – портреты царя и его жены, а также их пятерых детей. Также на миниатюрах девять основных событий царствования: две миниатюры посвящены коронации, открытию Русского музея, моста Александра III в Париже, дома, в котором проходила мирная конференция в Гааге, прием Первой Государственной Думы, открытие памятника Петру Великому, Полтавской баталии и перенесение мощей Серафима Саровского.
Кстати, этот вот выбор знаменательных событий – очень хороший показатель того, что император считал важным, а то у нас любят рассказывать про бурное развитие промышленности и всякие открытия при последнем «страстотерпце».
Маме Марии Федоровне в 1911 году Николай II подарил яйцо «Лавровое дерево».
Секрет яйца заключался в том, что в его «ветвях» пряталась «маленькая пичужка». Фишка заключалась в том, что яйцо изображало вечнозеленый лавр. А в 1911 году исполнялось 30 лет с момента вступления Марии Фёдоровны на российский трон и 45 лет со дня свадьбы с покойным Александром III.
Вот это яйцо, называющееся «Орден Святого Георгия» стало последним пасхальным подарком Николая II матери.
Оно – единственное, которое было с Марией Федоровной, когда она в 1919 году на британском крейсере «Эдинбург» покидала Россию из ставшего негостеприимным Крыма.
Сюрприз этого яйца – под крышками скрываются два миниатюрных портрета: Николая II и царевича Алексея.
Кстати, пасхальные яйца фирма Фаберже делала не только для царской семьи. Если вовремя обратиться и хорошо заплатить, то похожие подарки делали и для других. Например, для купчихи Варвары Базановой, в замужестве Кельх, владелице заводов, газет, пароходов (она на самом деле золотыми приисками, заводами и пароходными товариществами владела) Михаил Перхин сделал в 1904 году яйцо «Шантеклер».
Если внимательно посмотреть на это яйцо, то можно увидеть его явное сходство с «Петушком» для Марии Федоровны. Идея похожая, хотя исполнение, конечно же, другое. Кстати, всего для этой купчихи сделали семь яиц.
А вот это называется яйцом герцогини Мальборо.
Его заказала себе Консуэло Вандербильт, жена герцога Чарльза Ричарда Джона Спенсера-Черчилля. Правнучка железнодорожного магната могла себе позволить такие милые подарки. Его тоже изготовил Михаил Перхин в 1902 году.
Вот такие они царские яйца. А мы с вами используем на Пасху луковую шелуху и каркаде.
Journal information