МУС называют важнейшим институтом современного международного уголовного права. Однако 71 страна – члены ООН, включая США, Россию и Китай, до сих пор не присоединились к МУС.
Информация к размышлению
МУС в Гааге пытается осуществлять правосудие от имени мирового сообщества, рассматривая дела о самых тяжких преступлениях, среди которых, в том числе, и геноцид. МУС стал первым постоянным международным судом, который работает на основе договоренностей более чем сотни стран. Суд при этом не входит в структуру ООН, но дела может открывать по представлению ее Совета безопасности.
Россия участвовала в разработке Устава суда — т.н. Римского статута, который был принят на Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой ООН в 1998 году. В силу он вступил в 2002 году, а действовать начал годом позже. 13 сентября 2000 года Россия подписала документ, но до сих пор его не ратифицировала.
Владимир Путин 16 ноября 2016 года подписал распоряжение о выходе России из соглашения по МУС. Это решение было согласовано с другими органами власти — Верховным судом России, Генпрокуратурой и Следственным комитетом РФ.
Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова заявила, что России потребовалось время для оценки деятельности МУС.
- Необходимо было увидеть суд в действии, чтобы решить вопрос о целесообразности ратификации, поскольку ратификация повлекла бы за собой весьма серьезные правовые последствия, - сказала Кира Сазонова журналистам.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков указал, что Россия вышла из соглашения по МУС, руководствуясь национальными интересами. А в МИД России говорят о том, что надежды мирового сообщества МУС не оправдал: гаагская инстанция так и не стала «подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия». В Генассамблее и Совбезе ООН неоднократно отмечали неэффективность работы суда.
Обратите ваше внимание на красноречивый факт: за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более миллиарда долларов.
Подорвало доверие к МУС, в частности, его отношение к грузино-осетинскому конфликту 2008 года: в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих суд предъявил обвинения, а в отношении грузинской стороны у инстанции нет будто бы никаких претензий.
Россия отстаивает свои интересы
Все убедились в том, что Россия после распада Советского Союза недолго пребывала в ступоре, а довольно скоро и даже значительно активизировала свою внешнеполитическую деятельность на территории республик бывшего СССР. Вследствие прямого и опосредованного российского вмешательства во внутренние конфликты в Грузии, на Украине и в Молдавии на мировой политической карте появились маленькие непризнанные страны – Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Донецкая и Луганская Народные Республики.
Грузия подала соответствующие иски в Международный суд ООН и в Международный уголовный суд. Политическое руководство России утверждает, что в 2008 году действовала в Южной Осетии в поддержку самоопределения этнического меньшинства.
Политическое и военное превосходство России над ее соседями президент Владимир Путин фактически рассматривает как важнейший инструмент недопущения окружения РФ недружественными режимами и военными базами НАТО. Защиту безопасности и регионального влияния своего государства Владимир Путин, который, конечно же, по сути своей, является жестким политическим реалистом, считает абсолютным приоритетом в своей работе, который не может быть поставлен под сомнение положениями МУС.
Грузины что-то предъявили России и получили ответ
В декабре 2015 года Палата судей МУС получила 6335 заявлений от пострадавших в ходе грузино-осетинского конфликта. В январе 2016 года Гаагская инстанция начала расследование дела о военных преступлениях, совершенных, якобы, в Южной Осетии «сепаратистами» и российскими военнослужащими. Проверка была начата на основании запроса прокурора Фату Бенсуды.
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин считает необоснованной квалификацию Международным уголовным судом (МУС) событий в Южной Осетии в августе 2008-го года «как международный вооруженный конфликт между Россией и Грузией, в ходе которого Россия контролировала действия южноосетинских властей».
- Делая вывод о том, что Россия контролировала действия властей Южной Осетии, МУС полностью проигнорировал то, что на территории Южной Осетии на тот период находились смешанные миротворческие силы, состоящие из миротворческих контингентов Грузии, Южной Осетии и России, которые согласно мандату совместно и согласованно контролировали происходящие процессы и обеспечивали мир, - напомнил Александр Бастрыкин в своем интервью журналистам.
- Операция по принуждению Грузии к миру была направлена исключительно на защиту жизни и здоровья дислоцированных на территории Южной Осетии российских миротворческих сил, а также проживающих там граждан Российской Федерации. К этим действиям нас обязывала, в том числе, российская Конституция, - отметил председатель СК РФ.
Прокурор Фату Бенсуда изначально собиралась «расследовать все военные преступления, вне зависимости от национальности тех, кто их совершил». Москва сразу же отметила подозрительные нотки в риторике прокурора.
Если не весь, то основной груз ответственности за нарушения международного гуманитарного права, совершенные в ходе конфликта, Прокурор МУС намерена возложить на югоосетинские власти, фактически игнорируя при этом преступления, совершенные против самих осетин. Такой политизированный подход не будет способствовать интересам правосудия и восстановлению доверия между грузинским и осетинским народами, а также приведет к усугублению противоречий между ними.
Journal information