Есть конечно, ещё реконструкции Герасимова и его последователей, которые с определенной долей допущения показывают внешний вид наших предков, в основном тех, кто сыграл какую-то важную роль и про кого мы с определенной долей уверенности можем сказать, что вот это, например, череп Ярослава Мудрого.
Но есть и другие замечательные источники, которые почему-то долгое время упускались из виду. Впрочем, сейчас в наш век повального Интернета и Big Data никому и ничему не спрятаться, ни скрыться, надо только сопоставлять документы и можно увидеть много всего интересного.
Вот например, есть в Германии добрый город Штральзунд. Когда-то давно – один из ганзейских городов, который богател и жил за счет торговли с одним далеким городом, расположенным в краю лесов, болот, медведей и балалаек. Стоп, это я увлекся, балалаек тогда еще не придумали. Город этот назывался Новгород и везли купцы оттуда нефть… Нет, нефть везут сейчас, тогда везли меха и воск.
И вот купцы из доброго города Штральзунда заказали для своей церкви святого Николая скамью, которая рассказывала об их работе и, так сказать торговых партнерах. Ага, о новгородцах. Наивно предположу, что московиты, скорее всего, выглядели похоже, потому что хоть «новгородчи» и не считали себя «низовцами», но по внешнему то виду они, наверное, не сильно различались.
Так вот на скамье, которую заказали купцы для того, чтобы сидеть на службах и собираться, чтобы обсудить дела, например, как торговать с русскими через Ригу, сделали несколько резных панелей. На них мастера изобразили то, как русские (на самом деле новгородцы и так далее, русские как единый народ тогда еще не появились) охотятся на пушного зверя и потом приносят шкурки, чтобы продать их купцам. И все они как один – волосатые и бородатые. Это вообще самое интересное и бросающееся в глаза на этих панелях – бороды, заплетенные в косы. Очень интересно, потому что это как-то не укладывается в то представление о наших предках, которое закладывается нам со школьной скамьи. Во всяком случае бород, заплетенных в косы точно не было.
Что еще можно заметить на этих досках? То, что похоже, основным промысловым зверем была белка, которую били тупыми стрелами или сбивали шестами, а потом собирали с помошщью собак. Заодно показали и бортничество – небольшой медведь просто умиляет. И в итоге все собранное приносят купцу в городе.
Может быть, такими русских охотников видели только в Штральзунде? Нет, вы знаете, если посмотреть ганзейские источники, то там русских именно так и видели и именно так и запомнили. Одним из центров Ганзы был добрый город Любек. Так вот в музее искусства и культуры этого города сохранилась часть скамьи того же времени с резьбой.
На ней изображены не сцены охоты, а просто один купец, продающий соболиную шкурку. Так вот купец этот одет в высокую шапку. И у этого купца тоже большая борода, заплетенная в косы.
Так что во второй половине XIV века русские купцы и охотники, и наверное, не только они, носили длинные бороды, заплетенные в косы. Модный тренд у них тогда такой был, как сказали бы хипстеры сегодняшнего времени.
Кстати, все эти панели несколько лет назад показывали в Историческом музее в Москве на выставке, посвященной отношениям России и Германии. Сейчас всё, конечно, вернулось назад в Штральзунд и Любек, остается только фотографии с выставок разглядывать и каталоги листать.
Journal information